Газета Аэро-Сити

Пятница, 20.09.2019, 00:13

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2013 » Февраль » 16 » ЖИЗНЬ С РЕАКТИВНОЙ СКОРОСТЬЮ
06:59
ЖИЗНЬ С РЕАКТИВНОЙ СКОРОСТЬЮ

ЛЮБОВЬ СТЕПАНОВНА И ВЯЧЕСЛАВ КОНСТАНТИНОВИЧ УЖЕ ПОЛВЕКА ВМЕСТЕ

Заика Вячеслав Константинович отработал на Толмачевском авиапредприятии 33 года и 13 лет в авиакомпании «Сибирь». В авиации сейчас работают сын Олег и внук Максим.

Вячеслав Константинович родом из г. Печоры. Отца - военного из Мурманской области перевели в Новосибирск. В декабре 1954 года он демобилизовался, и семья переехала в Сибирь. Вячеслав в 1959 году после окончания школы поступил в Иркутское авиационо - техническое училище Гражданской авиации.
После окончания училища авиатехник – механик В. Заика распределился в Западно – Сибирское управление Гражданской авиации. В феврале 1962 года приехал в Толмачево для прохождения практики. 3 августа 1962 года принят на должность авиатехника-механика в Толмачевский аэропорт, 3 августа 2008 года вышел на пенсию. 
«46 лет работы в аэропорту Толмачево пронеслись с реактивной скоростью, - шутит Вячеслав Константинович. - Аэропорт - бетонка в голом поле, кругом строительные площадки, все строилось, росло и развивалось, было очень здорово. Рядом с административным зданием был пассажирский павильон - небольшое здание – времянка. Пассажиров водили пешком к самолетам, а встречающие подходили прямо к трапу. Потом появились тележки, сцепленные, как паровозик. 
Аэропортовые службы ютились в деревянных бараках. При мне строились аэровокзал, ангар. Озеленение шло повсеместно. Все работники аэропорта участвовали в посадке деревьев. Перед павильоном автовокзала я садил деревья, сейчас этих деревьев уже нет: их спилили. Все старые деревья в аэропорту посажены работниками 50 лет назад на субботниках. После выхода на пенсию четыре года не был в порту, и то его не узнать. А за сорок лет сколько перемен?!
Начал работать в должности авиатехника по обслуживанию самолетов. Через пять лет, в феврале 1967 года, перешел на летную работу, бортмехаником самолета ТУ – 104 в 204-й АОРС (авиационный отряд реактивных самолетов).
 
 
В этом отряде отработал до 2001 года. Название места работы менялось: 384-й АОРС, 1-й летный отряд. С 1995 года - авиакомпания «Сибирь». Суть работы оставалась прежней. 
С 1975 года летал бортинженером на ТУ-154. В 1991 году назначен борт – инженером – инструктором 2-й авиаэскадрильи.
Технику Ту-104 работы на земле было много. Ту-154 совершеннее и комфортабельнее своего предшественника и намного легче в обслуживании. С каждым годом количество рейсов увеличивалось. Пассажиров было много. Летали во все уголки огромной страны. Толмачевский летный отряд (четыре эскадрильи) был вторым по величине после Внуково. На аэродроме базировалось более 30 самолетов ТУ-104. Внуково и Толмачево готовили специалистов к летной работе (вводили в строй). После Ульяновской школы высшей летной подготовки много выпускников получали допуск к самостоятельной летной работе именно в аэропорту Толмачево. Я в должности бортинженера – инструктора 2-й авиаэскадрильи ввел в строй 15 специалистов. Сам после учебы в УШВЛП для работы на ТУ-104 вводился в родном Толмачевском аэропорту, в экипаже Бориса Михайловича Попова у инструктора Александра Ивановича Сомова. Вадим Копытин - первый командир экипажа, с которым начинал летать в 1967 году бортмехаником на ТУ-104.
Экипаж – одна семья, в которой люди понимали друг друга с полуслова. Потом постоянные экипажи заменили на составные. С этой практикой в отряде появились штатные психологи.
Шла постоянная учеба как летного, так и технического состава. Ежемесячные занятия в эскадрильи. Один раз в два года курсы повышения квалификации (КПК) в УТО.
Каждый рейс был особенный: то туман, то дождь, то гроза, то ветер боковой. По погодным условиям садились на запасные аэродромы, даже на военные базы. Например, рейс «Новосибирск – Владивосток» с промежуточными посадками в Иркутске и Хабаровске. Взлетаем - Иркутск закрывают, садимся в Чите. Из Читы вылетаем на Хабаровск - нас отправляют на запасной военный аэродром. У людей были планы на быстрый полет. Во Владивостоке уставшие от бесконечных «взлетов - посадок» пассажиры, «отрываются» на экипаже за всю «небесную канцелярию».
С 1993 по 2001 год из аэропорта Толмачево совершали полеты за рубеж в Германию, Чехословакию, Грецию, Израиль, Турцию, Болгарию, Иран, Пакистан, Монголию, Китай, Корею, ОАЭ, Румынию (Комишоары), на Кипр. У сына и внука география полетов намного шире.
В 2001 году по состоянию здоровья ушел с летной работы. 2 августа 2002 года принят инженером по сертификации в инспекцию по безопасности полетов.
В воздухе провел 35 календарных лет. В трудовой книжке 58 поощрений, для их записи понадобилась вторая трудовая книжка.
29.06.1987 года бортинженеру самолета ТУ-154 присвоено почетное звание «Ветеран труда» Толмачевского авиапредприятия за долголетний безупречный труд, активное участие в общественной жизни коллектива.
3 ноября 1987 года награжден медалью «Ветеран труда».
5 ноября 1990 года ему присвоено звание «Ветеран Западно-Сибирского ордена Октябрьской революции управления гражданской авиации».
12.08. 1997 г. № 211/к награжден знаком «Отличник Аэрофлота».
01.08.2001г. удостоен звания «Почетный работник транспорта России».
08.02.2008 г. вручен памятный знак «85 лет Гражданской авиации».


Любовь Степановна Заика родом из села Усть –Уда Иркутской области. Окончила школу в 1959 году и поступила в Иркутский педагогический институт. В 1963 году окончила его и распределилась в Обь по месту работы мужа, молодого специалиста - авиатехника Вячеслава Заики.
Познакомились будущие супруги в 1960 году на комсомольском тематическом вечере в институте. Расписались 22 декабря, а свадьба была на Новый год. Любовь Степановна рассказала: 
«Слава был человеком подневольным, на казарменном положении. Мы поженились, жили в своих общежитиях. Вячеслав окончил учебу на год раньше меня. Он приехал в р.п. Обь, поселился в общежитии УТО.
Мне после института не позднее 15 августа 1963 года нужно было приступить к работе.
Мы посмотрели две школы. В 60-й в полном разгаре ремонт. А школа № 61 1962 года постройки новая, как игрушечка. И мы решили, что лучше работать в новой. Рядом со школой на ул. Колхозной, во втором или третьем домике с краю, сняли крохотную комнатку. В ней были лишь кровать, столик и табуретка, на которой стояло ведро с водой. Там мы прожили четыре месяца с сентября по декабрь.
Зима была ранняя и очень снежная. Домик занесло по крышу, входная дверь открывалась внутрь, чтобы выйти из дома Вячеслав в снегу проделал тоннель и через эту дыру мы выбирались на улицу. У мужа унты по колено и он переносил меня через огромные сугробы. Ведь после института моя теплая обувь - только ботиночки, валенки быстро купить не удалось. В то время одежда, обувь – все в дефиците, ничего нельзя было достать. Именно доставали, а не покупали.
В декабре 1963 года сдали новый 10-й дом авиагородка. В январе 1964 года молодому специалисту авиатехнику аэропорта Толмачево Вячеславу Заике дали комнату в 203 доме (сейчас 2-й). Через месяц в эту комнату мы принесли из роддома сына.
64-й год голодным был. С вечера выстраивалась очередь у хлебного магазина, который размещался в угловой квартире 204-го дома авиагородка (сегодня это дом № 6), чтобы утром купить булочку хлеба. Не было ни лапши, ни вермишели, ни печенья – ничего…
В «коммуналке» на три хозяина прожили три года. Затем нам дали однокомнатную квартиру в 15-м доме авиагородка, затем нумерацию поменяли, и теперь он 16-й. После комнаты в коммуналке в отдельной квартире были на седьмом небе от счастья. Хотя какое счастье, в квартире холод, горячей воды нет. На кухне стояла печка, железная плита, на ней готовили еду, около нее и грелись. Ни дров, ни угля не достать, топили чем придется, многие бегали к кочегарке за углем.
8 марта 1972 года перешли в двухкомнатную квартиру в 10-м доме авиагородка. Обмен уже сами сделали. В этой квартире живем уже 41-й год.
В прошлом году отметили Золотую свадьбу, вспоминали, как въехали в городок на школьной лошади, запряженной в сани. Трехведерная кадушечка с капустой (успели осенью посолить), купленные по дороге кровать с панцирной сеткой и стол, и чемодан с нашей одеждой (у меня один костюм, я в нем на работу ходила, у Вячеслава тоже) - с этим хозяйством и начинали жизнь.
Сын родился, мест в детсаде не было, а на работу надо выходить, тогда трехгодичный отпуск не давали. С мужем подбирали график работы такой, чтобы и он и я работали, а на несколько часов пока он придет с работы, а я в это время уже ушла на работу, просили кого-нибудь присмотреть за малышом. Муж после ночной смены, оденет Олега, выйдет на улицу, прислонится к стене дома и дремлет с ним на руках.
У сына Олега и внука Максима с детства была мечта летать! Она осуществилась. Олег в 1985 году окончил Актюбинское высшее летное училище Гражданской авиации, распределился в Западно-Сибирское управление гражданской авиации. Год летал вторым пилотом на ЯК-40 в Барнауле. В 1986 году перевелся в Новосибирск, в ТОАО, в эскадрилью самолетов Ан-24 и Ан-26, вторым пилотом АН-26. В 1992 г. пришел в 384 летный отряд вторым пилотом ТУ-154, затем ввелся командиром. За годы работы в ТОАО освоил кроме АН-26 и ТУ-154 самолеты ТУ-204, А-310, А-319/320. работал на разных командных должностях. В настоящее время пилот – инструктор.



Внук Максим в 2006 году окончил Ульяновское высшее летное училище (ныне УИИГА) и был направлен в ЗСУГА, в Толмачевский аэропорт. Зимой 2006-2007 годов переучился на ТУ-154 и пришел работать в авиакомпанию «Сибирь». Пролетав год, переучился на А-319/320 и в настоящее время выполняет полеты в качестве командира воздушного судна. Мужчины нашей авиационной семьи летают. Женщины ждут их на земле. Чистого вам неба, мягких посадок!
Я всю жизнь ждала и жду своих родных с полетов».
Людмила Черемисина
Просмотров: 938 | Добавил: Андрей | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск по сайту

Областная пресса

Календарь

«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Праздники дня